Japan Life

Правила воспитания деток, точно так же, как и правила поведения и существования во взрослом мире, отличаются в различных странах и континентах. И если некоторые из них кажутся абсолютно неприемлемыми для того или иного общества, то другие удивляют, умиляют, вызывают интерес и желание попробовать их во благо своей семье и подрастающего поколения.

 

Мы расскажем вам о том, как воспитывают деток японские семьи. Уверены, что в любом случае, даже если вы не собираетесь перенимать опыт этой восточной страны, вам будет интересно узнать о том, как подрастают малыши в этой развитой стране.

Начнем с рождения и постепенно разберем несколько этапов развития малыша и те методы воспитания, которые выбирают японские родители.

Рождение

Если в Украине и ближайших европейских странах при рождении ребенку перерезают пуповину и выбрасывают ее, то в Японии все происходит немного иначе. Акушерка аккуратно отрезает кусочек пуповины малыша, сушит ее и кладет в небольшую деревянную коробочку. Но этой коробочке выбивается имя матери и дата рождения малыша. После выписки из роддома, коробочку отдают матери. Такая коробочка символизирует неразрывную связь между мамой и ребенком, которую невозможно прервать или разрушить.

Да и в первый год жизни мама и ребенок просто не разлучные. Мама постоянно проводит время с малышом – ухаживает за ним дома, всегда находится рядом. Если же женщине необходимо провести время с ребёнком вне дома – пойти за покупками, прогуляться или пойти на работу, то она не везет ребенка в колясочке, а несет его в кенгурушке перед собой. Кстати, кенгурушки появились именно в Японии. Их создали для современных мам, которые до достижения ребенком одного года не всегда сидят дома, а ведут активную жизнь. Кроме кенгурушек в Японии уже создали куртки и пальто со специальными отделениями для малышей. Часто на улице можно заметить «двухголовую» женщину. Не пугайтесь, на самом деле – это мама и ее малыш.

Воспитание и этапы взросления

4Период жизни любого японского ребенка до совершеннолетия условно делят на три этапа. С рождения и до 5 лет ребенок «король», с 5 до 15 лет — «раб», с 15 – «равный» член семьи и общества.

Период «Король» заключается в том, что ребенок до 5 лет абсолютно свободен и может делать все, что ему захочется. Например, японская мама пошла в салон красоты на маникюр, взяла с собой ребенка, который уже с порога начал плакать и капризничать, достал из маминой сумки свои фломастеры и разрисовал белые стены. Никто из присутствующих, в том числе и мама, не делают ребенку абсолютно никаких замечаний. Потому что это ребенок.

В возрасте до 5 лет ребенок может вести себя так, как ему угодно. Он должен почувствовать свободу действий, удовлетворить свои капризы. При этом ребенка не наказывают, на него не кричат и не делают замечаний. О том, чтобы ударить ребенка по попке не может быть и речи!

Однако, не стоит воспринимать этот период, как период вседозволенности и полного безразличия родителей относительно поведения своего малыша. Японские родители не кричат и не ругают, однако помогают ребенку советом. Если ребенок хочет дотронуться ладошкой до утюга, японская мама спокойно объяснит ребенку, почему этого делать нельзя: «Это очень опасно для твоей ручки и тебе будет очень больно, если ты сделаешь это».

Правда, с 5 лет наступает период «раб», в котором для ребенка складывается все совсем иначе.3

Этот период заключается в том, что в возрасте с 5 до 15 лет ребенка начинают воспитывать с огромным количеством строгих правил и ограничений. Ничего страшного в этом периоде воспитания нет, просто если до 5 лет ребенку позволяли делать все, что ему хочется, то после 5 родители начинают передавать ему правила поведения в обществе информировать его поведение в зависимости от этих правил — ребенок уже не может разрисовывать стены в салоне красоты, потому что это не допустимо и, конечно же, наказывают в случае их несоблюдения.

В это же время, с 5 до 15 лет, ребенок становится частью группы, частью общества, которое, как знаем мы, взрослые, живет по определенным правилам и устоям. Прежде всего ребенка учат сотрудничеству. Например, в детском садике он активно участвует в командных спортивных играх, а все задания, которые дает воспитатель, детки выполняют разбившись на небольшие группы. Группы, в которых обучается ребенок постоянно меняются. Так, если ребенок «не прижился» в одной группе, он имеет шанс найти друзей в другой, а также ближе познакомиться с другими ребятами, принять участие в создании новой группы, правил поведения и существования в ней. Быть вне группы для японского ребенка — самое страшное наказание. Поэтому, во время воспитания детки часто могут слышать: «Ты должен выполнить это задание, иначе другие детки не будут с тобой общаться», «Тебе лучше послушать воспитателя, чтобы другие детки над тобой не смеялись».

Помимо групп меняются у деток и преподаватели. Делается это с той же целью, что и смена групп – если один преподаватель ребенку не по душе, то через некоторое время он получает нового, с которым сможет сотрудничать и учиться в радость.

Ребенку также прививается то, что все равны и абсолютно не важно кто ты – банкир-миллионер или работник на стройке – правила для всех одинаковые, все люди должны пользоваться уважением и имеют права на одинаковые условия жизни и социальные гарантии.

1В возрасте 15 лет и больше, ребенок вступает в период «равный», в котором он считается уже взрослым человеком и равноправным членом общества. Ребенок несет полную ответственность за себя, свое развитие и будущее. Родители дают ребенку полную свободу – так, он сам выбирает, чем заняться в свободное время и родители уважают этот выбор. Не смотря на то, что родитель опытнее и может сам решить какой-либо вопрос – он советуется с ребенком, тем самым демонстрируя своему чаду, что его мнение важно, что он может давать советы взрослым людям, а значит иметь свое мнение. В то же время родители часто хвалят ребенка за самостоятельность, за оказанную помощь, за советы.

Ребенок учится общаться с родителями на равных и таким образом воспринимает их советы, как дружеские, а не как советы взрослого воспитателя, который его не понимает. В таком случае, в определенной жизненной ситуации, ребенок пойдет за советом к родителю, а не к друзьям, которые могут дать абсолютно неправильные советы.

И еще несколько особенностей японского воспитания

  • Родители учат детей на своем примере. Если необходимо собрать пазл, то мама начинает собирать его сама, а ребенок повторяет. При этом мама не объясняет все, что она делает, а просто принимается за работу.
  • В Японии принято наслаждаться природными красотами и деток приучают к этому с самого детства. В каждом семье, даже самой скромной, есть как минимум одна картина с красивым пейзажем, а в доме – аккуратный горшочек с цветами. Детей учат обращать внимание на красоту, находить красоту во всем вокруг и наслаждаться увиденным.
  • При воспитании деток мамы апеллируют к чувствам ребенка, а не к правилам поведения. Например, если ребенок колотит ложкой по столу, японская мама не скажет: «Перестань это делать! Ты создаешь шум и можешь поломать ложку или стол». Вместо этого, она произнесет: «Не бей ложечку о стол, ложечке ведь больно и столу тоже так обидно и неприятно!»
  • Часто родители посещают детский садик вместе с детьми (хотя бы на пару часов в день). Они перенимают опыт воспитателей, вместе с детьми принимают участие в развивающих играх и заданиях, чтобы потом продолжить заниматься с ребенком тем же, но уже дома.
  • Японские детки раньше начинают разговаривать, чем ходить. Все потому, что они находятся в близком физическом и духовном контакте с родителями, который способствует раннему развитию малыша. Если ребенок ведет себя неправильно и не слушает родителей, то они не ругают его и не бьют, а просто начинают игнорировать. Таким образом, ребенок понимает, что повел себя неправильно.
  • Детей обучают в игровой форме, при этом большое внимание уделяется изучению традиций, истории и культуры страны. Детки активно принимают участие в подготовке к различным праздникам – готовят костюмы, учат песни и танцы.

Брать какие-либо методики воспитания деток из японской культуры – решение каждой семьи и каждого родителя. Но с чем нельзя не согласиться — это то, что растить ребенка в любви и тесной духовной связи с родителями точно не может негативно сказаться на малыше и его эмоциональном и психологическом состоянии.

-->